Российский рынок СУГ поступательно движется к порядку: появляются и совершенствуются новые формы торговли, механизм продаж становится все более прозрачным. Биржи и электронные площадки предлагают разные варианты приобретения СУГ, оставляя выбор за покупателями. Последние же не спешат пользоваться благами цивилизации: их волнуют более насущные вопросы – устаревшие небезопасные баллоны, неразвитая инфраструктура и неясность в отношении конечных потребителей.
Конференция «СУГ: развивая потенциал цивилизованного рынка» состоялась 7 октября в рамках V Петербургского Международного Газового Форума. Организаторами выступили «Газпром газэнергосеть» и Expoforum, оператором — CREON Energy. Информационным спонсором мероприятия стал журнал «Нефть и капитал», генеральным информационным партнером – журнал «Нефть России».
Приветствуя участников конференции, заместитель генерального директора по реализации «Газпром газэнергосеть» Дмитрий Миронов подчеркнул, что сейчас ключевым вопросом на рынке СУГ является развитие электронных и биржевых торгов сжиженным углеводородным газом. В 2014 г. эта идея из теоретической плоскости перешла в практическую и сейчас активно используется игроками рынка. Также г-н Миронов предложил обсудить использование СУГ в качестве газомоторного топлива – текущую ситуацию, возможные перспективы и необходимые шаги.
С обзорным докладом по рынку СУГ выступил Леонид Кручинин, заместитель директора по маркетингу компании «Импэкснефтехим». По итогам 2014 г. суммарный объем «чистого» производства СУГ в РФ составил 14.3 млн т, ожидаемые итоги 2015 г. — 15.2 млн т. Рост мог бы быть и большим, но этому препятствует в первую очередь неблагоприятная ситуация на внешних рынках. Докладчик отметил, что неравномерное развитие различных сегментов потребления СУГ привело к возникновению существенного перекоса в направлении экспорта, доля которого за последние 10 лет увеличилась с 15% до 40%. В результате этого именно ситуация на мировом рынке, особенно в условиях отсутствия активного роста внутреннего потребления, стала оказывать решающее воздействие на дальнейшее развитие отрасли.
Произошедший с 2011 г. бурный рост объемов производства СУГ, сопоставимый по масштабам с ростом американского рынка, стал возможен в основном за счет проведения масштабной инвестиционной программы в сегменте газопереработки и стабилизации ГК, модернизации и строительству новых объектов транспортной инфраструктуры крупнейшими игроками рынка: «Газпромом», «Сибуром» и «Новатэком». Модернизация НПЗ, увеличение объемов первичной переработки и т.п. не оказали значительного влияния на рост производства СУГ в сегменте нефтепереработки.
За прошедшие 10 лет потенциал роста потребления СУГ в сегменте нефтехимии практически исчерпан, и после выхода на проектную мощность установки дегидрирования пропана в Тобольске — последнего масштабного проекта с точки зрения потребления СУГ в нефтехимии — ожидать дальнейшего роста потребления можно только после реализации проектов, предусмотренных программой развития нефтегазохимии до 2030 г.
Потребление СУГ в коммунально-бытовом и топливном сегментах внутреннего рынка на сегодня едва восстановило докризисные объемы 2007 г., но благодаря соотношению альтернатив продолжает увеличиваться, хотя и не такими темпами, как это было в период с 2002 по 2007 гг.
Докладчик отметил, что в результате изменений на рынке практически все механизмы государственного регулирования рынка, направленные в т.ч. и на стимулирование его роста, перестали работать, и необходимо вырабатывать их заново, причем основным приоритетом должна стать их направленность на развитие именно внутреннего потребления.
Леонид Кручинин также высказался по основному дискуссионному вопросу, прокомментировав состояние конкурентной среды на рынке СУГ. По его независимой оценке, в этом году в связи с изменениями, произошедшими в корпоративной структуре (приобретение «Роснефтью» Новокуйбышевского НХК), и рядом других обстоятельств перестали выполняться требования, позволяющие признать наличие на рынке доминирующей группы лиц с общей долей более 50% (для двух основных игроков доля меньше 50%, а третий игрок меняется). Это обстоятельство ставит под сомнение обязательность продажи 5% производимых СУГ через механизм биржевой торговли на условиях, определяемых совместным приказом ФАС и Минэнерго.
«Газпром газэнергосеть» является активным участником биржевого рынка. Реализация более 30% объемов светлых нефтепродуктов осуществляется на бирже, а ценообразование на остальные объемы полностью привязано к результатам биржевых торгов. В начале 2014 г. была поставлена задача создания ценового индикатора на СУГ. Первым этапом стало проведение односторонних аукционов на электронной торговой площадке (ЭТП) eOil.ru. Алгоритм торгов состоит из последовательного чередования аукционов с понижением и повышением цены. Аукционы проводятся каждый рабочий день в одно и то же время. Как сообщил в своем докладе заместитель генерального директора по реализации «Газпром газэнергосеть» Дмитрий Миронов, по итогам 2014-2015 гг. общий объем торгов на ЭТП, включая СУГ, нефтепропродукты и др., составил более 12 млрд руб.
«Газпром газэнергосеть» планирует различные мероприятия по совершенствованию системы торгов СУГ на электронной торговой площадке. Прорабатывается и готовится к запуску договорная схема, позволяющая допустить к торгам на ЭТП наряду с российскими контрагентами покупателей с внешнего рынка. После запуска фьючерсного контракта на пропан-бутан и формирования единого канала реализации для внутреннего и внешнего рынков будет завершено создание современной модели ценообразования на рынке СУГ.
Суммарное производство СУГ в России в 3-м квартале 2015 г. составило 13.35 млн т, при этом через биржевые и электронные торги реализовано только 3.26%. Такие данные сообщил коммерческий директор «Новотэк-трейдинг» Алексей Торгашев. Эксперт отметил ряд факторов, которые препятствуют развитию цивилизованного рынка СУГ в России. Так, ФАС признала три компании монополистами на рынке СУГ, однако, по мнению докладчика, до сих пор одна из них игнорирует решение государственного органа. Компании-производители вводят негласные ограничения на поставку СУГ грузополучателям, а две компании ввели запрет в адрес потребителей СУГ в Крыму. Отсутствует четкий регламент по действиям грузополучателей по отправке порожних цистерн (контейнеров) в адрес грузоотправителей. Налицо незащищенность покупателей на бирже в том случае, если продавцом выступает компания, не являющаяся контролером поставки. Это создает широкое поле для недобросовестных действий со стороны компаний-однодневок. Также г-н Торгашев отметил незащищенность покупателей в случае нарушения поставщиком сроков поставки товара.
Однако в ходе дальнейшей дискуссии выяснилось, что именно «Новотэк-трейдинг» и был инициатором запрета поставок СУГ в Крым. Как заметил Василий Скидан, компания первой внесла в договор продажи сноску «без поставки в республику Крым», затем эту идею подхватили и другие поставщики.
От вопросов развития торговли СУГ участники конференции перешли к обсуждению применения сжиженных газов на транспорте и в комбыте. Сейчас основной сдерживающий фактор использования СУГ в качестве ГМТ — отсутствие инфраструктуры. Соответственно, газовые автомобили в России пока непопулярны, и изменить ситуацию могут либо значительные инвестиции в инфраструктуру (делать которые пока никто не готов), либо новации, позволяющие обходиться относительно небольшими затратами. К ним относится разработка компании «НефтоГазСоюз». Как рассказала генеральный директор Елена Сон, в основе лежит установка модулей по заправке транспортных средств и пунктов переоборудования автомашин на СУГ на существующих АЗС вертикально-интегрированных нефтяных компаний. При этом «НефтоГазСоюз» берет на себя обязательства по вводу в эксплуатацию опасных объектов, настройке системы учета и отпуска, регистрации опасных объектов в Ростехнадзоре и ремонту и обслуживанию оборудования силами собственной инженерно-технической службы. Собственник АЗС получает дополнительный доход от аренды и увеличения числа клиентов на светлые нефтепродукты.
Число автомобилей на альтернативном топливе в России настолько мало, что до конца 2014 г. официальная статистика их практически не учитывала – считались только машины на СУГ, СПГ и КПГ не рассматривались. С 2015 г. Росстат считает абсолютно все газовые автомобили, вне зависимости от их количества, рассказал Максим Коротков, начальник отдела розничной реализации КПГ и СПГ «Газпром газэнергосеть». Сейчас автомобили на СУГ составляют всего 2.48% от общего автопарка России, однако потенциал роста велик. Основной потребительский сегмент – это пассажирский транспорт и LCV. В этом отношении эксперт отметил возможное пересечение СУГ и КПГ, тем не менее, выбор конкретного вида топлива будет зависеть от локальных особенностей каждого рынка.
Новацией, позволяющей увеличить привлекательность автомобилей на СУГ для потребителей, является использование энергосервисного контракта. Он представляет собой особую форму договора, направленного на экономию эксплуатационных расходов за счет повышения энергоэффективности и внедрения технологий, обеспечивающих энергосбережение. Отличительная особенность энергосервисного контракта – в том, что затраты инвестора возмещаются благодаря достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом, отсутствует необходимость в первоначальных затратах собственных средств или кредитовании. Инвестиции, необходимые для осуществления всего проекта, как правило, привлекаются энергосервисной компанией.
Несмотря на очевидные преимущества такой формы договорных отношений, существуют факторы, которые сдерживают распространение модернизации инфраструктуры объектов по энергосервисным контрактам. Прежде всего, это отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид договорных отношений. Также это отсутствие четких механизмов государственного контроля, а значит, и ясных полномочий надзорных органов. Следует отметить и неразвитость рынка страховых услуг в данной сфере, что затрудняет страхование рисков неисполнения энергосервисного контракта.
«Газпром газэнергосеть» реализовала несколько проектов с использованием ЭСК по переводу муниципальной техники на ГМТ. Последний из них осуществлен в 2015 г. во Владикавказе.
Докладчик отметил, что система ЭСК может быть применена и для развития автономной газификации: газовые компании – поставщики газа за счет собственных инвестиций в газопотребляющую инфраструктуру смогут осуществлять замещение мазута или угля на газ, применяя энергосервисные контракты.
Директор по продажам и маркетингу BRC Марко Сейманди представил доклад о работе компании на российском рынке автомобильного транспорта на ГМТ.
ГК «Газовик» в рамках модернизации российского рынка СУГ предлагает современное оборудование для хранения и транспортировки. Как рассказал директор по развитию Евгений Карякин, за 2014-2015 гг. компания изготовила и поставила заказчикам более 250 резервуаров под СУГ суммарным объемом свыше 8 тыс. м3. В зависимости от предъявляемых требований и места монтажа изготовление резервуаров может быть размещено у производителей в разных регионах России.
На сегодняшний день в РФ обращается более 30 млн металлических газовых баллонов, 60% из которых уже отслужили свой срок, но еще используются потребителями. После распоряжения Ростехнадзора о выводе из обращения баллонов сроком более 20 лет вопрос замены парка газовыми компаниями становится все более актуальным. По словам коммерческого директора Rugasco Елены Довгаль, перспективным направлением является использование композитных баллонов. Полимерно-композитный баллон обладает уникальными свойствами: легкий (почти в два раза легче металлического), взрывобезопасный, прозрачный (можно контролировать уровень газа), антикоррозийный, современный и удобный в эксплуатации. Кроме того, существует возможность его вторичной переработки.
Как первый этап развития для широкого применения композитных газовых баллонов потребитель должен получить выбор. Соответственно, продукт должен быть доступен для покупки и обмена во всех точках газовых сетей, а также в торговых центрах и на заправках. Это позволит газовым компаниям перевести часть клиентов на композитные баллоны и получать более высокий доход на продаже газа, а также привлечь новых клиентов.
Андрей Вычужанин, генеральный директор компании «Газовый вектор», также остановился на проблеме безопасной эксплуатации устаревших газовых баллонов. На сегодня более 90% парка составляют стальные баллоны, изготовленные по ГОСТ 15860-84. Практика показывает, что их запорные устройства не отвечают современным требованиям и не обеспечивают необходимого уровня безопасности. По словам докладчика, в США давно уже применяются баллоны, оборудованные безопасными запорными устройствами. «Газовый вектор» разработал российский аналог с системой OPD, обеспечивающий тройной уровень безопасности.
Компания предлагает внести изменения в Федеральные нормы и правила, регламентирующие безопасную заправку газовых баллонов, снабженных устройством с системой OPD, в т.ч. непосредственно на АГЗС. В частности, баллоны, изготовленные после 1 марта 2016 г., должны быть оборудованы OPD-устройствами. С 1 января 2020 г. ни один баллон не должен быть заполнен, если он не снабжен OPD-устройством. Контролировать оборот баллонов поможет создание единого реестра собственников. Это позволит решить сразу несколько задач: адресно заменить устаревшее ГБО на безопасное; обеспечить контроль за техническим состоянием ГБО; контролировать объем текущего потребления баллонного СУГ.
Источник:
http://www.oilexp.ru/news/russian_rinok/post-reliz-konferencii-sug-razvivaya-potencial-civilizovannogo-rynka/99517/