Сжиженный углеводородный газ (СУГ) является, по сути, сопутствующим продуктом, который получается при подготовке природного газа для бытового использования. Газ перед подачей в распределительные сети проходит так называемую осушку, в результате которой из него выделяют пропан-бутановую смесь, или СУГ, который можно использовать как автомобильное топливо. Перевод машин на газ уже не новость для столицы республики, и рынок этого топлива в Центральной Якутии еще имеет резервы. Также уместно было бы сказать о том, что бытовое потребление природного газа находится на уровне, при котором еще есть возможности наращения реализации СУГ — сам по себе пропан-бутан из газа обычно не выделяют, только в ходе осушки.
На сегодняшний день Якутский газоперерабатывающий завод выпускает 13 тыс. тонн СУГ в год, имеет соответствующие резервуары для накопления смеси в зимний период, когда потребление газа, а значит, и выделение СУГ значительно вырастает. У ОАО «Сахатранснефтегаз» есть проект по расширению ЯГПЗ, и оно планирует увеличить выпуск до 40 тыс. тонн в год, что позволит увеличить долю газомоторных топлив в Центральном регионе республики до 25%. Есть перспектива производства СУГ и на западе республики на Среднеботуобинском месторождении, на Чаянде.
Что касается компримированного газа, то его можно получить с помощью соответствующего оборудования в любой газифицированной точке. По идее уже существуют компрессоры, подключив которые к обычной газовой сети, можно в течение ночи осуществить полную заправку, скажем, мини-трактора в гараже. Промышленно в Якутии выработкой КПГ занимается одна компания, пока есть всего две автомобильные заправки в Якутске, мощности их задействованы процентов на 20. На КПГ перевели только около 500 автомобилей.
Несмотря на простоту получения КПГ, на это топливо переходят без особой охоты. Баллоны для КПГ более толстостенные и тяжелые, их требуется на прохождение равного километража больше, чем при использовании СУГ. Подходит такое топливо в основном для большегрузной техники и автобусов, поэтому внедрение его идет через промышленные предприятия, муниципальные и государственные учреждения.
Надо понимать, что в случае с СУГ и КПГ речь идет о более эффективном и рациональном использовании добываемого газа и в перспективе снижении зависимости республики от внешних поставок моторных топлив из нефтепродуктов. Глубокая газопереработка и газохимическое производство, включая создание жидкого топлива на основе газа, — это уже другое перспективное направление развития отрасли.
источник http://ysia.ru/news/28805/v_yakutii_nabirayut_populyarnost__al_ternativnie_vidi_motornogo_topliva__kpg_i_sug.html